Москва открыла в себе рестораны
Дорогим заведениям хватает оборудования и туристов
На фоне решения части проблем с логистикой оборудования и роста турпотока число открытий кафе и ресторанов в первой половине 2024 года в Москве выросло на 78% год к году. Растущая активность сосредоточена преимущественно в премиальном сегменте, в то время как показатели бюджетных заведений оказались скромнее. На ресторанном рынке другого крупного туристического города страны — Санкт-Петербурга, напротив, наблюдается спад.
В январе—июне 2024 года на центральных торговых улицах Москвы в помещениях стрит-ритейла были открыты 48 новых кафе и ресторанов, год к году показатель вырос на 78%, посчитали в NF Group. Директор департамента брокериджа RRG Светлана Ярова говорит о высоком интересе к помещениям под общепит на ресторанных улицах. Схожая тенденция в спальных районах. Заместитель гендиректора УК «Аструм Недвижимость» Татьяна Козлова отмечает, что спрос на помещения под заведения общепита в первой половине этого года вырос на 15% год к году.
Директор направления стрит-ритейла NF Group Ирина Козина связывает растущую активность с выходом новых концепций, решением возникших еще после февраля 2022 года проблем с поставками из-за рубежа мебели и оборудования, импортозамещением отдельных продуктов. Совладелец «Тигрус» (Osteria Mario, «Швили» и Bar BQ Cafe) Хенрик Винтер также видит высокие темпы открытий. Светлана Ярова называет одним из факторов роста спроса увеличившийся турпоток в Москву. По данным Travelline, число заездов в гостиницы города в последние две недели выросло на 27% год к году, бронирований в них — на 18%. В среднем по стране объем продаж увеличился на 15% год к году.
В «Платформе ОФД» отмечают, что в целом по России средний чек в общепите год к году увеличился на 7%, достигнув 1,1 тыс. руб. в июне.
В случае с ресторанами динамика составила 11%, до 2,5 тыс. руб., в фастфуде — 9%, до 459 руб. Аналитики связывают тренд с ростом потребительской уверенности. Но он прослеживается только в премиальном сегменте, где выраженно растут выручка и посещаемость, говорит основатель StrEAT Максим Попов. В бюджетных заведениях, по его мнению, дела идут значительно хуже. Эксперт связывает это с более выраженным ростом доходов обеспеченной аудитории, в то время как для небогатых потребителей доступность общепита снижается, несмотря на общее увеличение зарплат. Тезис ресторатора косвенно подтверждают в NF Group: все открытия, приводимые консультантами, относятся к сегментам премиум и выше среднего.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев говорит, что, несмотря на рост конкуренции, количество заказов в заведениях общепита Москвы в июне год к году выросло в среднем на 4%, средний чек — на 13%, выручка — на 17%. В Санкт-Петербурге число посетителей выросло всего на 1% год к году, выручка и средний чек — на 10%. Михаил Васильев предполагает, что динамика по городу немного хуже из-за неблагоприятных погодных условий.
747,4 миллиарда рублей составил оборот рынка общепита в РФ в первом квартале 2024 года, по данным Росстата.
Активность общепита в Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, сокращается. Согласно NF Group, количество открытий в первом полугодии сократилось на 35% год к году. Замдиректора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова обращает внимание на то, что в сегменте помещений стрит-ритейла в Петербурге лидируют fashion-операторы. Она говорит, что спрос рестораторов остается высоким, но подходящих помещений в городе мало. В центральных районах пустуют только 4,9% площадей, половина из которых считается неликвидными.
В Москве в первом полугодии 2024 года на заведения общепита пришелся 41% сделок в сегменте помещений стрит-ритейла, говорят в NF Group. Доля свободных площадей на пешеходных улицах при этом сократилась на восемь процентных пунктов год к году, до 4%, на транспортно-пешеходных — на семь процентных пунктов, до 6%. Заведения общепита, по словам Ирины Козиной, уже стали менее требовательны к помещениям: если раньше рассматривались объекты от 250 кв. м, сейчас — от 150 кв. м. Максим Попов замечает, что за помещения, например, на Патриарших прудах, сейчас идет битва. И в дальнейшем их нехватка в востребованных локациях, по его мнению, может сдерживать темпы открытий.